Что такое business-jet?

Пять частных самолетов голливудской звезды Джона Траволты – возможно, это роскошь. Хотя, скорее, искреннее увлечение, поскольку актер сам пилотирует их. Бизнес-джет, подаренный Томом Крузом бывшей жене Николь Кидман, можно воспринимать как роскошь. Однако, этим подарком Круз нестолько хотел эпатировать публику, сколько найти пути примирения. Роскошь в традиционном понимании связана с излишеством, чрезмерной до роговизной и редким применением предмета по прямому назначению.
К бизнес-джетам это не относится. Современный самолет – воплощение новейших технических достижений, самое эффективное транспортное средство с идеально организованной средой для перемещения, работы и отдыха. Для многих менеджеров персональный самолет – это абсолютно необходимый инструмент ведения бизнеса. Он позволяет максимально эффективно использовать время людей, принимающих самые дорогостоящие решения. Бизнес-самолет, в первую очередь, это повышенный комфорт. Это фактически, полноценный офис со всеми удобствами, вплоть до ванной комнаты и душа. Связь здесь должна обеспечиваться в любое время суток и со всем миром. В общем, все, как на земле, включая любимую секретаршу и охрану. И чтобы он мог быстро доставить клиента почти в любую точку земного шара, где есть аэродром. При этом, после полета (а он может продолжаться 12-14 часов) пассажир должен не падать с трапа на полосу, а выходить свежим и отдохнувшим. И все должно подкрепляться надежностью техники и обслуживающего персонала, как летного, так и технического.

Одно из самых стойких заблуждений состоит в том, что достаточно взять рейсовый самолет, запихнуть внутрь роскошный интерьер – и все, бизнес-джет готов. Но каждая вещь проектируется под конкретные задачи. Поэтому все, от двигателей до систем связи, еще на стадии проектирования должно рассчитываться, исходя из требований максимальной безопасности и удобства пассажира.

Читайте также  Где отдохнуть — в Витязево или Джемете?

«Частичная» собственность на самолеты

Понятно, что многомиллионные джеты доступны далеко не всем предпринимателям даже в Америке. Поэтому в стране получила распространение корпоративная форма собственности на самолеты, «частичная собственность» вместо «частной». Так, Ричард Сантулли, бывший эксперт известной инвестиционной компании Уолл-стрита «Голдмэн Сакс», основал в свое время частную фирму NetJets, занимающуюся «продажейлетного времени» клиентам на постоянной основе. За $330 000 компания или физическое лицо получали право бесплатно отлетать на реактивном самолете Cessna Citation S/II сто часов в любое удобное для них время
и в любом направлении. К этому надо прибавить $11 840, доплачиваемые ежемесячно на техобслуживание самолета (парковку, топливо, ангар, страховку, механика и пилота). Фирма также предлагает 200 часов на респектабельном Gulfstream IV-SP за $6,65 млн. По мнению главы компании, подобная форма собственности более эффективна, чем обладание собственным самолетом. «Расчеты свидетельствуют, что даже если вы будете летать 250 ч. в год, это не оправдает стоимость купленного вами самолета», — говорит он. NetJets начинала в 1988 г. с 8 самолетов «Сессна», а сегодня фирма располагает 100 авиаединицами, ее услугами пользуются 500 «совладельцев».

С 1995 г. у NetJets появился серьезный конкурент с аналогичными планами, компания Business Jet Solutions (BJS), образованная одной из крупнейших аэрокомпаний AMRCombs и производителем реактивных самолетов Learjet и Challenger, фирмой Bombardier Inc. В настоящее время BJS обеспечивает вылет из 500 аэропортов США в 5000 пунктов назначения более чем в 100 стран мира. Для перелетов на внутренних линиях США используются самолеты Learjet
31A и Learjet 60, а для воздушного путешествия в Европу, Африку или на Дальний Восток вам предложат ком фортабельный Challenger. Служба BJS предоставляет свои услуги круглосуточно, семь дней в неделю.

Читайте также  Что лучше взять с собой в командировку

Чем объясняется стремительный рост рынка бизнес-авиации ?

Безусловно, количеством успешных людей, но отнюдь не возникшим желанием продемонстрировать свою исключительность.Сейчас сокращается отставание, возникшее в прошлые годы. В советские времена только один частный самолет имел право беспрепятственно пересекать воздушное пространство нашей страны. Этот самолет принадлежал известному американскому бизнесмену Арманду Хамеру. Сейчас, когда все ограничения сняты, из городов ежемесячно совершаются сотни вылетов деловой авиации. Демонстрация исключительности успешному человеку не нужна. Люди, использующие бизнес-авиацию, острее чувствуют новые веяния. Наблюдая их, можно сделать вывод, что нас ждет смена культуры управления. В прежние времена лидерство можно было построить на страхе и власти.
Новым лидерам, чтобы эффективнее управлять своими компаниями, нужна харизма, авторитет, гибкость. В любом случае, если желаете, купить самолет стало просто и у нас. В Интернете достаточно сайтов компаний, торгующих летной техникой. Там можно найти все, что угодно, в зависимости от вкуса. Самые распространенные самолеты отечественного производства – четырехместный Як-18Т, двухместный Як-52, десятиместные Як-40. Подавляющее большинство ранее
списанные машины, что продаются по остаточной стоимости авиапредприятиями либо частными лицами, которые в свою очередь прикупили где-то списанную технику. При желании, конечно, можно купить и новый Як-18Т прямо на заводе за $80 тыс. Легче приобрести такую же модель, только б/у, всего за $25 тыс. Главное, не попасть впросак. Рынок есть рынок, и конкуренты часто сбивают цены, тем более, что в пользовании у различных авиакомпаний и администраций находится масса подержанной советской техники. Однако, на безопасности экономить не стоит – а то ведь в следующий раз можно и не полететь.